ПРИЕМ ЗАЯВОК / АВАРИЙНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА 708-91-10 (КРУГЛОСУТОЧНО)

 

Оповещение населения

 

     Ни для кого не секрет, что для того, чтобы спасти человека, обеспечить его безопасность в современном мире, прежде всего, нужно своевременно донести до него информацию о тех опасностях, которые ему угрожают. Если человек не знает об опасностях, в зоне воздействия которых он может оказаться или уже оказался, он будет полностью беззащитен перед стихией. Какие бы усилия не прилагались бы государством и его специальными сотрудниками, человек, не имеющий сведений об окружающих его опасностях, практически гарантированно окажется пораженным в чрезвычайной ситуации, или как минимум пострадавшим.

     Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является необходимой мерой безопасности, которая позволяет защитить жителей любого населенного пункта от негативных последствий какой-либо аварии или же разрушительного воздействия, вызванного влиянием различных факторов.

     Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

     Оповестить население - значит предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого могут использоваться различные средства проводной, радиотелевизионной и интернет связи.

     Для своевременного решения этой проблемы в Российской Федерации на различных территориальных уровнях создаются системы оповещения населения. Система оповещения - организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения [3].

     Отсутствие или неработоспособность систем может привести к самым негативным последствиям, вплоть до гибели людей.

Сегодня государство уделяет повышенное внимание вопросам оповещения населения об угрозах возникновения различного рода опасностей. Так, например, с июля 2018 года все органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны сообщать населению о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов [4].

     Санкт-Петербург – важнейший научный, промышленный центр и транспортный узел Северо-Запада России, к которому подходят 12 железнодорожных и 5 автомобильных магистралей. Город занимает территорию 1439 кв. км. И делится на 19 административных районов, в которых 111 муниципальных образований.

     На территории города расположено 38 химически опасных, более 100 взрыво- и пожароопасных объектов экономики, проложено 1282 км газопроводов среднего и высокого давления, которые имеют 88 точек пересечения с автомобильными и железнодорожными магистралями.

     На расстоянии 50 км. от линии жилой застройки Санкт-Петербурга расположена Ленинградская атомная электростанция.

     Для Санкт-Петербурга характерны такие стихийные бедствия, как наводнения, ураганы и снежные заносы.

     В Санкт-Петербурге вопросам оповещения населения уделено повышенное внимание. Так в 2012 году Правительство Санкт-Петербурга приняло решение создать системы оповещения населения в Санкт-Петербурге:

- на региональном уровне - региональную автоматизированную систему централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга (далее - РАСЦО) и комплексную систему экстренного оповещения населения Санкт-Петербурга об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН);

- на объектовом уровне - локальные системы оповещения (далее - ЛСО) и КСЭОН объектового уровня в зонах экстренного оповещения населения на территории Санкт-Петербурга.

     КСЭОН Санкт-Петербурга - это элемент систем оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в зонах экстренного оповещения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

     Основная задача систем оповещения в Санкт-Петербурге – обеспечить своевременное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Санкт-Петербургская подсистема РСЧС) и населения Санкт-Петербурга об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

     РАСЦО Санкт-Петербурга позволяет быстро и качественно передавать информацию руководящему составу гражданской обороны Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, исполнительному органу государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того информация сообщается оперативным дежурным дежурных служб Губернатора Санкт-Петербурга и администраций районов Санкт-Петербурга, дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, ДДС специально подготовленных сил и средств Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС, ДДС объектов (организаций), подключенных к РАСЦО. Также необходимая информация доводится до всего населения Санкт-Петербурга.

     Сегодня РАСЦО Санкт-Петербурга это организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС и населения Санкт-Петербурга. Комплекс технических средств РАСЦО (далее - КТС РАСЦО) состоит из следующих подсистем:

- подсистема управления и каналов связи;

- подсистема электросиренного оповещения;

- подсистема речевого оповещения на базе абонентской сети и сети уличных громкоговорителей проводного вещания Санкт-Петербурга;

- подсистема оперативного задействования каналов радиовещательных и телевизионных станций в Санкт-Петербурге;

- подсистема задействования систем оповещения объектов, сопряженных с РАСЦО;

- автоматизированные подсистемы оповещения по телефонным линиям;

- подсистема задействования специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (далее - СТСО);

- другие подсистемы задействования комплексов технических средств и информационных технологий, используемых для оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных ситуациях.

     Для обеспечения резервирования и устойчивого функционирования РАСЦО в подсистеме управления и каналов связи разрешается использовать инфраструктуру Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, каналы передачи данных сетей операторов подвижной радиотелефонной связи и подвижной радиосвязи на территории Санкт-Петербурга.

     Основной способ оповещения населения в Санкт-Петербурге - передача сигналов оповещения и речевой информации с использованием систем оповещения всех уровней.

     Передача сигналов оповещения и речевой информации осуществляется по каналам операторов связи Санкт-Петербурга, сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через сеть уличных громкоговорителей проводного вещания, радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов телерадиовещания Санкт-Петербурга, операторов кабельного телевидения с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций.

     Для передачи сигналов и информации оповещения могут использоваться сети операторов подвижной радиотелефонной связи и подвижной радиосвязи, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет».

     Распоряжения на задействование систем оповещения о чрезвычайных ситуациях отдаются:

РАСЦО и КСЭОН регионального уровня - Губернатором Санкт-Петербурга;

ЛСО и КСЭОН объектового уровня - руководителем организации.

Организации, привлекаемые к оповещению населения Санкт-Петербурга:

- обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи, средств проводного и телерадиовещания, используемых при оповещении населения, находящихся у них на праве собственности (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления) или принятых на эксплуатационно-техническое обслуживание;

- обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;

- разрабатывают, согласовывают с Комитетом по информатизации и связи и Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу, утверждают инструкции подведомственных им дежурных служб по обеспечению оповещения населения Санкт-Петербурга;

- определяют по заявкам Комитета по информатизации и связи перечень каналов, средств связи, проводного и телерадиовещания, предназначенных для оповещения, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения на соответствующие носители информации;

- участвуют в проведении технических проверок готовности систем оповещения.

Организации независимо от организационно-правовых форм, расположенные на территории Санкт-Петербурга:

- своевременно оповещают работников организации и населения, находящихся на подведомственной территории, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности ЛСО в районах размещения потенциально опасных объектов в установленном порядке;

- предоставляют возможность установки на подведомственной территории оборудования линейно-кабельных сооружений проводного радиовещания и КТС РАСЦО;

- обеспечивают физическую сохранность линейно-кабельных сооружений проводного радиовещания и КТС РАСЦО, установленного на подведомственной территории;

- осуществляют взаимодействие и обеспечивают допуск представителей организации, проводящей эксплуатационно-техническое обслуживание линейно-кабельных сооружений проводного радиовещания и КТС РАСЦО;

- участвуют в проведении технических проверок готовности РАСЦО;

- устанавливают СТСО, обеспечивают проведение мероприятий и работ по их сопряжению с РАСЦО, поддержанию в готовности и эксплуатационно-техническому обслуживанию.

При возникновении необходимости оповещения населения Санкт-Петербурга старший оперативный дежурный федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу» (далее - дежурный Центра) докладывает об этом начальнику Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу) и сообщает ему проект текста необходимого речевого сообщения для оповещения населения Санкт-Петербурга. Типовые записи речевых сообщений хранятся в печатном виде и на магнитных носителях на объекте 48 и у дежурного Центра.

     Информацию о возможном задействовании региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга дежурный Центра незамедлительно передает в дежурную службу объекта 48.

     Начальник Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу докладывает Губернатору Санкт-Петербурга о необходимости задействовать РАСЦО и действует по его указанию. При этом утверждается текст речевого сообщения для оповещения населения Санкт-Петербурга о складывающейся обстановке и необходимых действиях.

     Дежурный Центра, получив указание на оповещение от начальника Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, отдает команду на включение РАСЦО и сообщает утвержденный текст речевого сообщения дежурному по центральной станции оповещения объекта 48.

     Дежурный центральной станции оповещения объекта 48 отдает указание о задействовании РАСЦО должностным лицам дежурных служб организаций, привлекаемых к оповещению населения Санкт-Петербурга. По указанию дежурного центральной станции оповещения объекта 48 в соответствии с утвержденными инструкциями должностными лицами дежурных служб осуществляются непосредственные действия по задействованию РАСЦО:

- подсистемы электросиренного оповещения;

- подсистемы речевого оповещения;

-подсистемы оперативного задействования каналов радиовещательных и телевизионных станций;

- подсистемы задействования систем оповещения объектов, сопряженных с РАСЦО.

     Общую координацию по времени и контроль задействования подсистем РАСЦО осуществляет дежурный по центральной станции оповещения объекта 48.

     В целях привлечения внимания населения Санкт-Петербурга перед передачей речевой информации осуществляется включение электромеханических сирен и других сигнальных средств для подачи предупредительного сигнала «Внимание всем!». По этому сигналу население и сотрудники организаций (объектов) обязаны включить абонентские устройства проводного вещания, радиоприемники и телевизионные приемники.

     По этому сигналу немедленно приводятся в готовность к передаче информации расположенные на территории Санкт-Петербурга системы оповещения всех уровней. Во всех случаях использования систем оповещения с включением электромеханических сирен до населения Санкт-Петербурга немедленно доводятся соответствующие сообщения по существующим средствам проводного и телерадиовещания.

     Речевая информация оповещения длительностью не более пяти минут передается населению Санкт-Петербурга с перерывом программ вещания. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации оповещения.

     Разработанный порядок оповещения населения на сегодняшний день позволяет максимально эффективно задействовать технические, экономические и человеческие резервы Санкт-Петербурга для обеспечения комплексной безопасности всех жителей региона, а также иных граждан, которые временно могут находиться на территории Санкт-Петербурга.